Любовь и убийство, изменившее ход истории

Franz Ferdinand anf his wife (1914)
Скачать путеводитель и брошюру
12. 3. 2014

Откройте для себя историю бессмертной любви и упорства, которая предшествовала Первой мировой войне!

Франц Фердинанд д’Эсте, последний частный владелец замка Конопиште, расположенного в Центральной Чехии, навсегда вписан в европейскую историю. Он погиб 28 июня 1914 года в Сараево вместе со своей супругой Софией Хотек. Это трагическое событие было одной из причин Первой мировой войны, с начала которой прошло уже целых 100 лет.

Франц Фердинанд д’Эсте (1863–1914) в свое время принадлежал к высочайшей европейской знати, он был одним из богатейших людей в Европе, путешествовал вокруг света и со страстью отдавался своему любимому занятию – охоте. Перелом наступил в 1896 году, когда умер его отец, и жизнь Франца Фердинанда с этого момента оказалась под всеобщим пристальным вниманием: он стал наследником австро-венгерского и чешского трона.

Не суйте нос в чужие медальоны!

Обычно наследники трона не могут делать то, что хотят, но Франц Фердинанд не раз показывал императору, что у него своя голова на плечах, пренебрегая приказами из императорского дворца. Великолепной демонстрацией своеволия, с которым император не смирился до конца своей жизни, был выбор жены.

Хотя София Хотек и принадлежала к чешской аристократии, и ее родословная восходила к XIII веку, от наследника трона ожидалось, что он женится на королевской или княжеской дочери, но никак не на графине. Не удивительно, что пара тщательно скрывала свои отношения. Скандал разразился в 1898 году, когда София была фрейлиной эрцгерцогини Изабеллы. Частые визиты наследника трона эрцгерцогиня объясняла себе единственно возможным способом: Франц Фердинанд интересуется одной из ее дочерей. Однажды она нашла медальон наследника и, не сумев справиться с любопытством, обнаружила внутри портрет простой фрейлины Софии. В императорском дворе разразился грандиозный скандал: эрцгерцогиня немедленно выгнала Софию, а император пригрозил, что если пара решит пожениться, то он лишит их детей права на трон. Франц Фердинанд согласился. Удивленный император дал ему год на размышления, но ничего не изменилось. Свадьба состоялась в 1900 году в Северной Чехии в замке Закупы, однако единственными из императорской семьи, кто присутствовал на торжествах, была мачеха Фердинанда и ее дочери.

От Конопиште до Сараево

Наконец, спустя много лет, полных интриг и неурядиц, Фердинанд и София со своими тремя детьми спокойно жили в разных резиденциях, в частности в замке Конопиште, который после реконструкции превратился в один из самых элегантных и современных замков тогдашней монархии. Эрцгерцог оборудовал резиденцию роскошной антикварной мебелью, коллекцией итальянских картин, охотничьими трофеями и оружейным арсеналом, которому нет равных в Европе, а в окрестностях замка приказал разбить парк и декоративные сады.

И даже несмотря на то, что впоследствии император немного оттаял и повысил Софию Хотек, присвоив ей титул герцогини, этого было недостаточно для того, чтобы полностью уравнять ее в правах. Императорский двор демонстративно игнорировал ее, в обществе она никогда не могла сидеть рядом со своим супругом и не сопровождала его во время заграничных поездок. По иронии судьбы, первой официальной государственной поездкой, в которую им было позволено отправиться вместе, стала именно роковая поездка в Сараево в 1914 году, которая закончилась убийством 28 июня.

Они не были равны и на венских похоронах: на гроб Софии не были положены регалии герцогини, а только веер и перчатки, указывающие на ее прошлое фрейлины, и он стоял ниже гроба мужа. Пара похоронена в семейном склепе в австрийском замке Артштеттен.

Военно-исторические маневры

На протяжении всего нынешнего года в замке Конопиште и в расположенном поблизости городе Бенешов будут проходить памятные мероприятия в честь этой необычной супружеской пары. Одной из кульминаций станет международная встреча клубов военной истории «Моим народам 1914 – Бенешов 2014», которая пройдет с 30 мая по 1 июня в Бенешове и окрестностях. Ожидается приезд около 250 солдатов из 40 военно-исторических клубов Чехии, Словакии, Польши, Словении и Германии

Ваши любимые

Love and an Assassination that Changed History

Franz Ferdinand anf his wife (1914)
Download guides and brochure
12. 3. 2014

Discover a story of undying love and defiance that preceded the First World War.

Franz Ferdinand d’Este, the last private owner of the Konopiště Castle lying in Central Bohemia, has indelibly impacted European history. He died along with his wife Sophie Chotek on June 28, 1914, in Sarajevo. That tragic event was one of the causes of the First World War, which this year will be over 100 years old.

Franz Ferdinand d’Este (1863-1914), belonged to the highest level of the European nobility in his time, was one of the richest men in Europe, traveled around the world and devoted himself to his greatest passion, hunting. A turning point came in 1896, when his father died and Franz Ferdinand, from that moment on, found himself under great scrutiny: he became the heir to the Austro-Hungarian and Czech throne.

Don't stick your nose into other people’s medallions!

Successors to the throne usually can’t just do whatever they want, but Franz Ferdinand showed the Emperor more than once that he was his own man and threw the commands from the Imperial Palace to the wayside. A perfect example of his willfulness, which drove the Emperor mad up until his death, was the choice of his wife.

Although Sophie Chotek was a member of the Czech aristocracy and her family tree extended all the way back to the 13th century, the heir to the throne was expected to marry a daughter of a king or prince, most definitely not a Countess. It is not surprising then that the two anxiously guarded their relationship. Scandal erupted in 1898, when Sophie was the lady-in-waiting for the Archduchess Isabella. She explained her frequent visits to the heir of the throne in the only way possible: Franz Ferdinand was interested in one of her daughters. One day, she found the heir’s medallion, and could not resist her curiosity — and inside she found a portrait of the ordinary Lady-in-waiting Sophie. All hell broke loose on the Imperial Court: The Archduchess immediately released Sophie, and the Emperor threatened that if those two happened to be serious, he would exclude their children from the right to the throne. Franz Ferdinand agreed with that. The surprised Emperor gave him a year to think it over, but nothing changed. The wedding took place in 1900 in North Bohemia at the castle in Zákupy, however the only member of the imperial family, who attended the celebration, was Ferdinand's stepmother and her daughters.

From Konopiště to Sarajevo

After many years of intrigue and troubles, Franz and Sophie and their three children lived happily on a few estates, in particular at the Konopiště Castle, which after renovation was transformed into one of the most elegant and most modern castles of the monarchy in that period. The Archduke furnished his residence with magnificent, antique furniture, a collection of Italian paintings, hunting trophies and an arsenal, which has no equivalent in Europe. In the surrounding area he had a park and ornamental gardens built.

Although the Emperor later softened up a bit and elevated Sophie Chotek to the level of a Duchess, it still wasn’t enough for her equalization. The Imperial Court pompously ignored her and in public she was never allowed to sit next to her husband nor did she accompany him on foreign trips. Ironically, the first official state trip, on which they were allowed to ride together, was precisely that fateful journey to Sarajevo in 1914, which ended in the assassination on June 28.

They weren't even equal at the Vienna funeral: the insignia of a Duchess wasn’t put on Sophie’s coffin, but only a fan and gloves, the emblem of a lady-in-waiting, and stood lower than her husband's coffin. They are buried in the family tomb at the Austrian Castle of Artstetten.

Military-Historical maneuvers

Throughout this year at the Konopiště Castle and nearby Benešov, commemorative events of this remarkable couple are taking place. One of the highlights will be an international gathering of military history clubs "My peoples 1914 – Benešov 2014", which will take place from May 30 to June 1 in Benešov and its surrounding area. The arrival of about 250 soldiers from 40 military-historical clubs from the Czech Republic, Slovakia, Poland, Slovenia and Germany is expected.

Your favourites