Архитектура социалистического реализма

Ostrava
9. 10. 2013

Монументальный, исторический, симметрический, декоративный и наполненный сталинской идеологией - таков стиль социалистического реализма, так называемый "сорела".

Сорела, сокращенно от "СОциалистический РЕаЛизм в Архитектуре" относится к постройкам, возникшим в середине ХХ века. Они были одноликими - в русском стиле, который в то время считался вершиной совершенства. Сорела применялся главным образом в новых городах - Кладно, Карвин, Гавиржов и Острава.

Сорела и Острава-Поруба

Сталинское барокко или же сорела принесла в Чехию дурной вкус советских архитекторов второй категории. Деловой стиль коммунистической эпохи внедрили, в основном, в остравском районе Поруба. План улиц и площадей образует правильную сеть с прямыми углами. Кварталы имеют одинаковую высоту и созданы из почти закрытых комплексов жилых домов светло-песочного цвета с широкими дворами, типичных для русской застройки микрорайонов. В архитектуре сорела повторяются ряды настоящих или подразумеваемых классических колонн, треугольные или ступенчатые фронтоны, а также исторические композиции на фасадах домов, восхваляющие национальные мотивы и послевоенное построение нового государства. Но, несмотря на это стиль сорела имеет не только негативные черты; к положительным элементам относятся просторные бульвары, множество зелени и традиционная система уличных кварталов. Жилье в Остраве - Порубе поэтому намного удобнее чем, например, в многоэтажных районах.

Сорела в Праге

Сорела нашел свой путь и в Прагу, где самым знаменитым зданием в этом стиле является "Hotel Crowne Plaza" в районе Подбаба. Отель, который был создан под непосредственным руководством тогдашнего правительства, был также как и варшавский Дворец культуры и науки уменьшенной копией семи подобных  монументальных зданий в Москве. Крупнейшее высотное здание того времени имеет высоту 88 метров, 16 этажей, и строительство было закончено в 1954 году. Примером архитектуры поздней сорелы является отель "Ялта" на Вацлавской площади; в его роскошных интерьерах от этого стиля, однако, не осталось и следа.

Ваши любимые

Socialist Realist architecture

Ostrava
13. 2. 2014

Monumental, historicist, symmetrical, decorative and full of Stalinist ideology – this is Socialist Realism, or ‘sorela’.

Sorela, a word based on the term Socialist Realism in architecture, denotes buildings built in the mid-20th century. These buildings had a uniform look, in the Russian style, which represented the then-peak of perfection. Sorela was mainly applied in newer towns: Kladno, Karviná, Havířov and Ostrava.

Sorela and Ostrava-Poruba

The Stalin Baroque, a.k.a. sorela, brought to the Czech Republic the abject taste of second-rate Soviet architects. The official style of the Communist era was applied chiefly in the Ostrava borough of Poruba. The ground plan of streets and squares forms a regular pattern full of right angles. Blocks of flats are of the same height and form virtually closed complexes of residential buildings of light sand colour, with the large courtyards typical of Russian urban buildings. The sorela style includes a number of actual or implied Classicist columns and triangular or stepped gables, as well as historicising elements on the facades of buildings, celebrating national motifs and the building of a new country. Despite this, sorela does not have only negative aspects; the positive aspects include spacious boulevards, sufficient greenery and a traditional system of street blocks. Life in Ostrava-Poruba is definitely more pleasant than, say, on high-rise housing estates.

Sorela in Prague

Sorela also found its way to Prague, where the best-known example of the style is the Hotel Crowne Plaza in Podbaba. The hotel, which was built under the direct supervision of the government of the time, was, like the Palace of Culture and Science in Warsaw, a smaller copy of seven similar monumental buildings in Moscow. The largest tower-like structure of the time, it is 88 metres tall, has sixteen floors and was completed in 1954. An example of the later sorela period is Hotel Jalta on Wenceslas Square; in its luxury interiors you won’t, however, find a trace of the style.

Your favourites