Путешествие за Сантини

Костел св. Яна Непомуцкого на Зеленой горе
20. 5. 2013

Путешествие по шедеврам архитектора Сантини

Лишь несколько архитекторов столь удивительным образом повлияли на облик чешских деревень, городов, монастырей и замков, и среди них – гениальный Ян (Джованни) Блажей Сантини Айхел. Отправьтесь по его стопам и откройте для себя великолепные произведения оригинального стиля барочной готики, разбросанные по всей Чешской Республике. Вас ожидают прекрасные храмы, восхитительные небольшие костелы, монументальные конвенты и отдельные детали реконструкций, которые вместе создают уникальное наследие одного из наиболее талантливых зодчих, творивших на территории Центральной Европы.

Идея объединить произведения Сантини воображаемой «дорожкой» возникла в Ждяре над Сазавоу. Этот город гордится самым известным творением архитектора – паломническим храмом святого Яна Непомуцкого (Иоанна Непомука) на Зеленой горе. Данная восхитительная постройка, пронизанная символикой, связанной со святым, благодаря своей исключительности была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если вы решите познакомиться с шедеврами Сантини в рамках организованных экскурсий или самостоятельно в ходе своих поездок по Чешской Республике, вас ожидает восхитительный смотр великолепной архитектуры, которая на протяжении столетий вдохновляла целые поколения.

Странствие по моравским сокровищам

Если бы вы хотели посмотреть все творения Сантини, ваш отпуск в Чешской Республике затянулся бы как минимум на несколько месяцев. Этот архитектор на протяжении относительно краткого периода своей профессиональной деятельности – 26 лет – стал автором более восьмидесяти произведений зодчества, разбросанных по всей стране. В наши дни порядка десяти из них доступны общественности, и у вас есть уникальный шанс ознакомиться с их интерьером. Мы рекомендуем вам выбрать из нескольких маршрутов. В ходе своего путешествия по Моравскому округу сначала посетите прекрасный храм на Зеленой горе. Следующая остановка – бенедиктинский монастырь в Райграде рядом с Брно. Одной из красивейших барочных построек Чешской Республики является великолепный храм в местечке Кржтины. Знатоков небольших построек деревенской архитектуры очаруют красивые небольшие костелы в поселках Зволе и Горни Боброва.

Восточно-Чешский кафедральный собор, замок и монастырь

Произведения Сантини вы найдете и в Восточной Чехии. Здешний маршрут включает в себя один из двух кутногорских соборов, а именно Седлец, который вместе с историческим центром города Кутна Гора включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Восхитительный образец элегантной дворянской архитектуры нам предстоит увидеть на нашей следующей остановке – в городе Хлумец над Цидлиноу, где словно воплотился знаменитый замок из романа Кафки. Среди проектов Сантини достаточно часто появлялись перестройки монастырей. Одну из них мы посмотрим в поселке Желив, где храмовая двойная башня представляет собой заметную доминанту всей области. Не забудьте здесь попробовать и отличное монастырское пиво, которое тут варят на протяжении нескольких столетий.

Наследие Сантини в Западной Чехии

И Западная Чехия может похвастаться строениями Сантини. Отправьтесь, например, в прекрасный монастырь в городе Кладрубы. Осмотрев причудливый купол здешнего храма, вы поймете, почему в свое время эта постройка принадлежала к спорным проектам, а сегодня, напротив, относится к настоящим шедеврам чешской архитектуры. Далее ваш путь лежит в цистерцианский монастырь Пласы, являющийся отличным примером водного зодчества на болотистой почве, где для постройки использовано более пяти тысяч деревянных свай. По мере приближения к очередному произведению Сантини – Марианской Тынице – вас издалека порадует великолепный вид на этот паломнический ареал. Пройдите по здешним клуатрам, понаблюдайте за игрой света, проходящего через прекрасный купол, или в тишине поразмышляйте в этом величественном пространстве. Именно на таких местах завет необычайно искусного архитектора жив до сих пор.

Ваши любимые

Wandering in search of Santini

Church of St. John of Nepomuk at Zelená hora
23. 4. 2013

Architectural gems along the Santini trail

Few architects have had such an effect on the look of Czech villages, towns, monasteries and chateaux as the genius Jan Blažej Santini Aichel. Follow in his footsteps to discover grand structures erected in his peculiar Baroque Gothic style dotting the Czech Republic. You’ll encounter magnificent churches, enchanting chapels, vast convents and whole textbooks of detailing, which together make up a lifetime of effort by one of the most important architects ever to have worked in central Europe.

Our imaginary trail linking Santini’s buildings starts in Žďár nad Sázavou, home to the architect’s most significant work. This is the pilgrimage Church of St. John of Nepomuk at Zelená hora, a fascinating structure peppered with symbols relating to the saint, and listed as a world cultural heritage site by UNESCO for its unique character. Whether you decide to see Santini’s masterpiece on a guided tour or on your own during your trip around the Czech Republic, there’s a fantastic architectural spectacle awaiting, one which has inspired generations down through the centuries.

Santini in Moravia

If you wanted to visit all of Santini’s creations your journey through the Czech Republic would take several months. During his 26-year-long active working life the architect was involved with 80 different buildings spread across the entire country. At present around ten are open for the public to peek inside. There are several circuits you could follow. On the Moravian circuit you should start with the magnificent church at Zelená Hora (see above). Another stop could be the Benedictine Monastery in Rajhrad not far from Brno. One of the most attractive Baroque structures in the Czech Republic is the grand church in Křtiny. If you prefer more modestly-sized rural architecture, you’re certain to like the beautiful churches in Zvole and Horní Bobrová.

A cathedral, a chateau and a monastery in East Bohemia

Santini also designed buildings in East Bohemia. The circuit here could include one of the two cathedrals in Kutná Hora, namely the one in the suburb of Sedlec, a UNESCO-listed site along with the town’s historical centre. Another stop could be an exquisite example of elegant architecture commissioned by the nobility – Chlumec nad Cidlinou, the embodiment of the castle in Kafka’s novel. Some of Santini’s most frequent commissions were makeovers of monastery complexes. You can see an example of this at Želiv where the twin-spired church can be seen from far and wide. Here you shouldn’t pass up the chance to taste the monastery’s own excellent beer that has been brewed here for several centuries.

Santini heritage in West Bohemia

West Bohemia can also boast some Santini masterpieces. For instance you could head to the wonderful monastery in Kladruby. When inspecting the bizarre dome of the church there, you’ll understand why it was one of the most controversial structures of its time, but today its one of the true gems in the Czech architectural collection. Your steps should then lead you to the Cistercian Monastery in Plasy, which is an exquisite example of a building built on a marsh using over 5,000 wooden stakes as foundations. As you approach another of Santini’s works, Mariánská Týnice, a grand sight welcomes you from a distance. Pass through the ambit, see how the light passing through the beautiful dome plays on the walls or just take time out to meditate in these majestic surroundings. You may get the feeling that it’s exactly in this kind of place that the legacy of this most skilful of architects lives on.

Your favourites